Воскресенье
05.05.2024
10:33
Входная дверь
Логин:
Пароль:
Книжные полки
Летний семестр 2009 года
Осенний семестр 2009 года
Стена-моралистка
Настоящая дружба не знает зависти, а настоящая любовь – кокетства (Франсуа Ларошфуко)
Эхо Кабинета
Свежие новости и объявления:

[11.06.2010]

Первая лекция летнего семестра (4000)

[10.04.2010]

Лекция 6 (212)
Новые записки на дверце холодильника:

[23.07.2009]

Слишком давно (2)

[18.07.2009]

Ожидание (0)

[10.07.2009]

Кое-что о докторе Карове (5)
Доктор Каров рекомендует:

Мельников Г.В. Личностный подход - основа гуманистической медицины

Эхо Лаборантской
  • Книга жалоб (на работу кабинета) (19)
  • ТЕСТЫ (48)
  • О пополнении инвентаря (69)
  • Вопросы (2)
  • Ни о чем (26)
  • Портключ
  • В Хогвартс
  • В НЦПЗ РАМН
  • В Национальную психологическую энциклопедию
  • В библиотеку Куб
  • Самопознание и саморазвитие
  • Psy-files
  • ГЕОГРАФИЯ ЛИЧНОСТИ:
    в поисках себя и других

    Свитки и фолианты

    Главная » Статьи » Лекции » Осенний семестр 2009 года

    Лекция 3: Бредовый разговор о бреде
    Доктор Каров сидел, подперев голову рукой и смотря в пространство над головой учеников. Кое-кто даже обернулся, пытаясь тоже увидеть неведомое на стене. Но стена была подозрительно чиста и ничего мало-мальски интересного на ней не наблюдалось. Ученик, недовольно хмурясь, посмотрел на профессора и пробормотал: "Бред какой-то…”
    И тут профессор оживился. Он сцепил руки в замок и посмотрел поверх очков на аудиторию:

    - Бред представляет собой ложное умозаключение, которое возникает в результате болезни, неправильное или искаженное отображение действительности, доминирующее в сознании и не поддающееся коррекции извне. А вот если я вижу на стене, то чего другие не видят, то это уже галлюцинация. Но давайте все-таки для начала разберемся с бредом…
    На самом деле бред - он на то и бред: никому, кроме бредящего, не понятен. Давайте я приведу пример. "Завтра земля погибнет, потому что мне приснился желтый огурец” – вот это больше похоже на бред, чем высказывание: "Все психологи - сектанты”. Хотя… - доктор вдруг странно усмехнулся.
    - Бред приводит к изменению поведения человека - по крайней мере, того поведения, которое непосредственно относится к главной теме бреда. Например, человек, который считает желтый огурец угрозой цивилизации, может подкрашивать желтоватые огурцы зеленой краской… Впрочем, тут я немного утрирую. Вам необходимо запомнить, что если у человека измененное поведение, то это не значит у него абсолютно точно бред. По одному симптому никогда не выносится предположение о заболевании в целом. 
    Классификаций бреда существует великое множество. Например, бред можно разделить на первичный, вторичный и образный. Первичный бред, или истинный, - тут мы видим сплошь и рядом умозаключения, которые построены явно с помощью нарушенной логики. Больной ложно интерпретирует факты и выстраивает на их базе концепцию, которая с первого взгляда может показаться настолько грамотно сформулированной, что диву даешься. Вторичный бред, или чувственный, базируется в большей степени на обманах восприятия. Тут логика вообще не используется, за ненадобностью… Ну и бред образный состоит из бредовых представлений, которые в большей степени похожи на фантазирование. Грубо говоря, это фантастические придумки пациента, в которые он свято верит.
    Запомните, если бредящему вы скажете: "Нет, позвольте, что это за ересь?” - и даже аргументируете, почему и отчего это ересь – он вам не поверит и будет гнуть свою линию аж до момента принятия волшебных таблеточек. А вот если, положим, человеку с убежденностью в сатанизме психологов привести весомые аргументы в защиту угнетенных специалистов – он вам поверит. 
    Бред также классифицируется по фабуле, то есть по основной теме: это может быть бред преследования, сглаза, воздействия (больной думает, что стал объектом манипуляции, например, МинМагии)…

    Доктор задумчивым взглядом посмотрел на учеников, впавших в состояние легкого транса от изобилия скучного материала, потом вздохнул и подошел к двери.
    - Так как вам явно ничего не понятно… упростим задачу. Проходите! – крикнул профессор, открывая дверь. В кабинет вошел мужчина средних лет и недоверчиво посмотрел на студентов. Студенты недоверчиво посмотрели на него. 
    - Это студенты. Они присутствуют тут ради создания антуража и рабочей атмосферы. Садитесь, пожалуйста, - профессор придвинул мужчине стул и сам сел напротив.
    - Меня зовут доктор Каров. Как зовут Вас?
    - Дункан Маклауд. 
    - Скажите, почему Вы здесь?
    - Понятия не имею. 
    - То есть Вы сюда случайно попали?  
    - Наверное, нет. Я горец.
    - Горец? Что это значит? 
    - Эм…. Я просто не хочу больше жить и умереть не могу.
    - Вы бессмертны? 
    - Да… Я родился в 1518 году… Видите, сколько я живу? 
    - И какова причина?
    - Я из клана бессмертных. Меня убили на поле битвы… После этого я стал бессмертным. А вообще, когда я был человеком, я слабым был. Много болел. 
    - Как вы умерли?
    - Мне мечом рану нанесли. Я сознание потерял. А потом когда очнулся, все внутренности так жгло… Вообще раньше у меня такого ощущения, что я жить не хочу не было. Теперь у меня в голове и здесь… Что-то происходит…. Даже описать не могу. 
    — На что это похоже? 
    — Как заломило что-то... 
    — Боль?
    — Нет, боль я не чувствую. 
    — Тогда, может быть, тяжесть? 
    — Нет, не тяжесть… Я не знаю, как вам сказать. 
    — Ощущение неприятное? 
    — Я раньше, когда жив был… Я все от души делал, работал с удовольствием. А теперь.. вроде как и души нет. Все без души делаю. Даже с горцами без души совсем встречаюсь. Ну это, наверное, потому, что потом мы с ними больше не встречаемся… Потом. 
    — Когда возникла мысль о бессмертии?
    — Просто подумал, что я не умру. 
    — Никогда не умрете? 
    — Нет, мне можно голову отрубить. Но пока ни у кого не получалось… И вообще, я вроде как последний горец. Пока никто не объявился… много времени прошло. Бессилие такое…. Даже не знаю.
    — Вы будете жить с этим ощущением бессилия вечно? 
    — Ну да….  
    — Вы обвиняете себя?
    — Да, постоянно… Из-за меня столько всего случилось…. Революции… Даже цунами…
    — А время для Вас как идет? Быстро или медленно?  
    —Ну… Вот если я силы получаю… от других горцев-то быстро… А так очень медленно. И в голове как будто… Что-то щелкает и все замедляется. Все вязкое такое.  
    — Как Вы спите? 
    — Вообще не сплю. Глаза закрываю просто и лежу. А Вы мне там давали что-то, и я вроде как сплю… Но как-то не так. Наутро снова бессилие, разбитость….
    — Как Ваш аппетит?
    — Не могу есть в последнее время. Все такое безвкусное. Как солома… Вот раньше… При Артуре….
    - Спасибо. Мы продолжим беседу в следующий раз.

    После того, как Дункан был препровожден за дверь, доктор повернулся к озадаченным и примолкшим ученикам, чуть склонив голову на бок и хмуря брови.

    - Итак, что мы увидели? Очевидный бред бессмертия, бред громадности (вспомним цунами и революции), бред Котара. Бред Котара как раз относится к чувственному бреду. Он возникает в депрессивном состоянии, которое проявляется чувством бессилия, отсутствием аппетита и течения времени. Что мы достаточно ярко увидели.

    Итак, осталось лишь дать вам домашнее задание. Вот и оно:
    1. В определении бреда, которое я озвучил в начале лекции, заложены три основные признака бреда – триада признаков. Кто их сформулировал?
    2. Приведите 2 развернутых примера видов бреда по фабуле (в лекции я озвучил бред преследования, сглаза, воздействия – так что писать о них не нужно). Дайте не только описание, что этот бред собой представляет, но постарайтесь привести пример. 
    3. Назовите пять 5 книг или фильмов, в которых главный герой бредил. А если вы напишете, что это был за бред и каким заболеванием страдал герой, то повысите свою оценку. В качестве примера могу привести фильм «A Beautiful Mind», в котором герой Кроу был болен шизофренией. 
    Успехов.

    Категория: Осенний семестр 2009 года | Добавил: доктор_Каров (22.10.2009)
    Просмотров: 1308