Четверг
25.04.2024
11:48
Входная дверь
Логин:
Пароль:
Книжные полки
Общетеоретический раздел
Психосоматика
Клиническая психология
Художественная литература
Стена-моралистка
Никогда не забывай об оказанной тебе услуге, но поскорее забудь о той, которую оказал сам (Публий Сир)
Эхо Кабинета
Свежие новости и объявления:

[11.06.2010]

Первая лекция летнего семестра (4000)

[10.04.2010]

Лекция 6 (212)
Новые записки на дверце холодильника:

[23.07.2009]

Слишком давно (2)

[18.07.2009]

Ожидание (0)

[10.07.2009]

Кое-что о докторе Карове (5)
Доктор Каров рекомендует:

Фуко М.П. Слова и вещи

Эхо Лаборантской
  • Книга жалоб (на работу кабинета) (17)
  • ТЕСТЫ (48)
  • О пополнении инвентаря (69)
  • Вопросы (2)
  • Ни о чем (26)
  • Портключ
  • В Хогвартс
  • В НЦПЗ РАМН
  • В Национальную психологическую энциклопедию
  • В библиотеку Куб
  • Самопознание и саморазвитие
  • Psy-files
  • ГЕОГРАФИЯ ЛИЧНОСТИ:
    в поисках себя и других

    Свитки и фолианты

    Главная » Статьи » Библиотека » Психосоматика

    Мельников Г.В. Личностный подход - основа гуманистической медицины
    Основной целью данной статьи является обоснование следующего тезиса: личностный подход к здоровью и болезням человека является стержнем, ядром новой стратегии и тактики медицинской деятельности. Значение, возможности разработки и реализации этого тезиса особенно усиливаются в условиях необходимости перестройки здравоохранения, медицинской науки и медицинского образования.
    Сразу же встает вопрос о содержании понятий «здоровье» и «болезнь». Это сложная проблема, и она требует самостоятельного методологического анализа. Здесь можно ограничиться определением здоровья и болезни как качественно различных состояний целостного, преобразовательно-приспособительного процесса человеческой жиз-недеятельности, т. е. процесса системного взаимодействия (гармонического в случае здоровья и дисгармонического в случае болезни), адаптивной активности организма и творческой активности личности конкретного человека.
    Конечной целью новой программы медицинской деятельности должно стать не только предупреждение болезней и их осложнений и даже не только профилактика «третьего», переходного состояния от здоровья к болезни, сколько развитие здоровья, повышение его уровня как неотъемлемой части, черты гуманистического образа жизни и предпосылки свободного и гармонического развития человека. В этой связи возникает необходимость в использовании термина «патологическая жизнедеятельность человека», под которой понимается процесс нарушения «меры» преобразовательно-приспособительной активности человека. Данный процесс носит системный характер, где можно выявить три последовательных, сущностью единых этапа: «третье» состояние, болезнь и осложнения после болезни. Каждый из этих этапов в свою очередь состоит из ряда стадий. Главное, что объединяет все этапы процесса «патологизации» жизнедеятельности человека, — это качественное нарушение гармонического взаимодействия его соматической, психической и личностной активности, хотя ступень и формы проявления, характер последствий этого нарушения будут различны. При этом важно помнить, что патологизация — это прежде всего тормоз, барьер на пути гармонизации активности и развития личности, средство деградации личности человека, а не только его организма. Нездоровые желания и привычки человека или формы и способы их удовлетворения вначале деформируют его личностные качества: потребность и способность к трудовой, социальной и духовной активности, творческому самовоспитанию, гармоничному характеру переживаний, мышления, деятель¬ности и общения. В результате возникает дисгармония взаимозависимой активности личности и организма челове¬ка, его психического и соматического единства. Вот почему надо видеть н учитывать, что не только «в здоровом теле здоровый дух», ной, наоборот, «в здоровом духе—здоровое тело» 
    Возрастание значения личностного подхода в медицине обусловлено как усилением роли особенностей личности человека в его здоровье и болезнях, так и некоторыми противоречивыми тенденциями развития практической медицины. Одна из них связана с тенденцией «дегуманизации» медицинской, врачебной деятельности.
    Все увеличивающееся число медицинских работников не всегда «успевает» за быстрым, стремительным ростом количества желающих, как больных, так и здоровых людей «попасть» на прием к врачу. Дефицит времени не позволяет врачу глубоко изучить, а тем более понять особенности личности пациента. В условиях чрезмерных перегрузок врач не способен в полной мере проявить свои гуманистические качества в отношениях с больным. Труд врача в наше время стал более интенсивным, чем это имело место в прошлом. Мы хотели бы подчеркнуть этот момент, ибо само по себе изменение характера патологии не привело к резкому уменьшению или увеличению числа болезней и больных. Более того, в некотором отношении население стало более здоровым. Однако количество обращений за медицинской помощью заметно растет. Одной из основных причин этого обстоятельства является повышение чувства ответственности за свое здоровье, возрастание социально-гуманистической значимости здоровья в системе ценностных ориентации личности. Например, те неприятные, болезненные симптомы, которые раньше в силу «господства» инфекционной патологии часто игнорировались, сейчас расцениваются как основание для обращения к врачу. Просто плохое самочувствие, настроение нередко являются достаточным поводом для встречи с врачом. Все это приводит к созданию большей или меньшей степени несоответствия между «спросом» и «предложением» в системе «больной—врач», к сокращению времени личностного контакта между врачом и пациентом.
    Следует также отметить, что наблюдающиеся сейчас прогрессирующие процессы специализации, математизации, технизации, коллективизации и информатизации ме-дицинской практики, являясь неизбежными и положитель¬ными моментами ее развития, в то же время создают определенную возможность односторонней «технологизации» врачебной деятельности. В результате может возникнуть «дистанцирование», удаление врача от личности больного, абсолютизация роли биологического, в частности, организменного подхода к болезни лишь как морфофизиологической патологии, игнорирование целостноности процесса жизнедеятельности человека, диалектического единства его организма и личности.
    У современного врача, как правило, достаточно знаний по своей узкой специальности, но ему не всегда хватает духовной культуры, прежде всего нравственной и психологической. Речь идет именно о культуре как единстве знаний, убеждений и действий врача, ибо соответствующие знания, а также формальная вежливость и избирательная отзывчивость в той или иной мере у него есть. Но у него нередко нет потребности и способности искренне уважать каждого пациента, сопереживания и взаимопони¬мания с ним, для личностного подхода к пациенту. Словом, имеет место разрыв между узкоспециализированной, профессионально-технической и нравственно-психологической подготовленностью врача. Кроме того, врач (нередко вынужденно) ограничивается узкоспециализированным подходом к здоровью и болезням пациента, игнорирует личностный подход. Для врача в больнице, а тем более в поликлинике из-за дефицита его времени пациент часто становится безличным объектом, случаем в бесконечном шествии других ему подобных. К сожалению, бывает и так, что пациента ценят как личность, но лишь из-за корыстного или профессионального интереса к его заболеванию.
    Другая тенденция связана с гуманистической, личностной ориентацией медицины. Быстро ускоряющиеся темпы и увеличивающиеся преобразования окружающей среды, урбанизация, социально-демографические процессы, возрастание психоэмоционального напряжения человека, изменение форм общения и характера труда привели к изменению характера патологии. В настоящее время в структуре заболеваемости населения большинства экономически развитых стран первые места занимают сердечно-сосудистые, онкологические заболевания, где роль личности больного и неблагоприятных социальных факторов в возникновении, течении и исходе болезни резко увеличивается. Это обстоятельство привело к признанию важности учета особенностей личности и образа жизни человека для профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больного и повышения уровня здоровья здорового человека.
    Практическая медицина констатирует и тот факт, что современная патология человека характеризуется стертостью и атипичностью форм протекания многих болезней, где меньшая выраженность морфофизиологических и психических изменений часто обуславливает затяжное, хроническое течение, приводящее к так называемой «психизации» соматических и «соматизации» психических заболеваний. Это наиболее характерная особенность современной патологии, и она ясно показывает взаимовлияние соматического и психического, организма и личности целостного человека, подчеркивая важность гуманистического требования лечить не только болезнь, но и больного, точнее — лечить болезнь конкретного человека, исходя из системного единства его тела, души и духа.
    Ограниченность односторонне биологического, орга¬низационного подхода к здоровью и болезням еще больше обусловливает необходимость целостного подхода к чело-веку как единству организма и личности. В связи с этим гуманистическая, личностная ориентация медицины приобретает особую значимость. Речь идет об изучении особенностей личности и их влиянии на здоровье и болезни человека, а также роли социальных и социально-психологических факторов при осуществлении профилактических, лечебных и гигиенических воспитательных мероприятий. Эта ориентация основана на фактах, которые доказывают, что социальные, социально-психологические и личностные факторы определяют успех профилактики, лечения и гиги¬енического воспитания в тесном контакте с биологическими факторами (видовыми, популяционными, организационными). Следует подчеркнуть, что все эти подходы взаимодополняют друг друга (естественно, что в каждом конкретном случае и на каждом из этапов медицинского исследования имеет место большее или меньшее значение тот или иной подход). Так, гуманистическая личностная ориентация медицины не отрицает организменный подход, а рассматривает его как составную часть более широкого целостного, социально-биологического подхода к проблеме здоровья и болезней человека. Необходимо также отметить, что если совсем недавно личностная ориентация была связана, лишь с психиатрией и большинство медиков считало, что исследование биологических аспектов проблемы жизнедеятельности человека гораздо важнее, чем изучение ее личностного аспекта, то в настоящее время ситуация постепенно изменяется и понимание значения этого аспекта увеличивается в теории и практике всех областей современной медицины.
    Нам представляется, что благодаря осуществлению гуманистической, личностной ориентации в практической медицине, осмыслению «человековедческого» содержания своей деятельности врачи обретают больший интерес и большую удовлетворенность от нее. Гуманистический, личностный подход к проблеме здоровья и болезней чело¬века позволяет врачам установить адекватные эмпатические отношения с больными и здоровыми пациентами и выполнить своевременно не только свою важную тера¬певтическую и профилактическую, но и воспитательную работу по формированию гигиенической культуры. В ре¬зультате пациенты более активно и целенаправленно участвуют в лечении и предупреждении своих болезней, в формировании здорового образа жизни, в укреплении собственного здоровья и.здоровья других людей.
    Тенденции технологизации и гуманизации процесса практического решения проблемы здоровья и болезней человека на первый взгляд представляются направлен¬ными в противоположные стороны. Однако и первая, и вторая тенденции являются лишь различными вза¬имодополнительными моментами, способствующими научно-гуманистическому решению проблемы нормальной и патологической жизнедеятельности человека. С одной стороны, автоматизация и кибернетизация формаль¬но-логических, нетворческих функций врача значительно увеличивают количество его свободного времени. С другой стороны, медицинская техника (диагностическая, лечебная, организационная) ускоряет получение важной для врача информации о состоянии организма (а в будущем, и об особенностях личности пациента), что необходимо как для научной организации медикосоматического, так и психотерапевтического лечения и гигиенических мероприятий. В свою очередь, успешное осуществление гуманистического, личностного подхода в процессе практического решения проблемы здоровья и болезней человека в значительной мере сократит количество больных и повысит степень и качественный уровень здоровья здоровых людей.
    Личностный подход как методологический принцип медицины ориентирует на дальнейшую разработку принципа диалектического единства организма и личности в здоровье и болезнях человека, исходя из системности, многоуровневое нормальной и патологической жизнедеятельности человека.
    Анализ человеческой жизнедеятельности с позиций системного метода позволяет сделать следующие выводы, важные для разработки гуманистического аспекта проблемы здоровья и болезней человека. При биологическом подходе здоровье — это динамическое состояние, а точнее системный, многоуровневый процесс структурно-функци-онального оптимума психологической активности организма человека, достигаемого в результате своевременного и адекватного его приспособления к постоянно изменяющимся условиям природной и социальной среды. Есть верхняя и нижняя границы видовой, популяционной и индивидуальной и биологической «нормы» здоровья применительно к конкретному человеку. Переход за эти границы в результате несвоевременного и неадекватного приспособления порождает новое качество — болезнь как системный, многоуровневый процесс структурно-функционально неоптимальной психологической активности организма человека.
    Степень, уровень и состояние здоровья или болезни человека во многом зависят от силы психической и физиологической сопротивляемости и защиты его организма, которая закономерно связана с биологическим возрастом.
    В условиях доминирования неинфекционного типа патологии, хронического течения заболеваний, антигигиенических привычек у значительной части населения (употребление алкоголя, курение, переедание, несбалансированное питание, гипоксия, физическая гиподинамия, психическая гиподинамия и др.) ярче выявилась диалектическая взаимосвязь не только между функциональными и структурными, психическими и соматическими, наследственными и приобретенными компонентами заболеваний, но и между здоровьем и болезнью, с одной стороны, и между ними и активностью личности, с другой.
    Вместе с тем мы считаем, что принцип личностного подхода к проблеме здоровья и болезней человека позволяет дополнить биологическое понимание их системной взаимозависимости и многоуровневости следующим выводом. Степень и уровень здоровья или болезни человека зависит не только от психофизиологической сопротивляемости организма человека, но и от сопротивляемости и защиты его личности, которая закономерно связана с ценностными ориентациями. Сила индивидуально-личностного сопротивления и защиты постепенно нарастает с повышением степени внутренней целостности личности, системы ее ценностных ориентаций, т. е. с повышением степени управления личностью различными видами своей активности, личностной зрелости. Наоборот, эта сила постепенно уменьшается с увеличением степени внутренней конфликтности, дисгармоничности личности, системы ее ценностных ориентаций, т. е. с пониманием степени управления личностью различными видами своей актив¬ности, с усилением ее деградации.
    Таким образом, системное единство социального и биологического в здоровье и болезнях человека осуществляется через особенности активности его личности, которые определяются, в первую очередь, особенностями ее ценностных ориентации. Характер и степень активности личности зависит как от содержания ценностных ориентации личности, так и от гармоничности или дисгармоничности их взаимодействий.
    Следует подчеркнуть, что целью личностного подхода в медицине является научное управление влияниями здо¬ровья и болезней человека на развитие его личности и обратными влияниями личности человека на здоровье и болезни. Управление системой ценностных ориентации пациента с целью укрепления его здоровья, формирования гигиенической культуры является практически результа¬том и основным критерием осуществления личностного подхода к проблеме здоровья и болезней конкретного человека.
    Мы считаем, что одна из основных задач любого врача состоит в том, чтобы научить своих пациентов гигиенически здоровому стилю жизни. Это предполагает взаимодополнение профилактики, лечения и гигиенического воспитания. Здесь основной социально-гуманистической задачей врача будет развитие потребности и способности пациента к здоровому индивидуальному стилю жизни, т. е. формирование его гигиенической культуры. Врач должен сформировать у пациента установку на укрепление, повышение уровня своего здоровья.
    Однако успешная реализация личностного подхода к здоровью и болезням человека предполагает высокий уровень духовной, прежде всего нравственной и психоги-гиенической культуры личности самого врача.
    Нравственная культура личности врача — это его потребность и способность к искреннему уважению каждого пациента с целью достижения сопереживания и взаимопонимания с ним как предпосылки личностного подхода к его здоровью и болезням. Содержанием нравственной культуры личности врача является система его нравственных знаний, убеждений и действий. Нравственная культура органично связана с психогигиенической культурой личности врача и является ее предпосылкой.
    Психогигиеническая культура врача — это, с одной стороны, его потребность и способность управлять различными видами активности своей личности (деятельностью, переживаниями, общением) с целью укрепления своего здоровья. С другой стороны, — это потребность и способность врача управлять различными видами активности личности своего пациента (мышлением, переживанием, деятельностью) с целью укрепления его здоровья. В конечном счете, это потребность и способность врача к сопереживанию и взаимопониманию с пациентом с целью формирования его гигиенической культуры как системы гигиенических знаний, убеждений, действий, направ¬ленных на повышение уровня своего здоровья и здоровья окружающих его людей.
    Надо иметь в виду, что личностный подход опосредует связь между социальным и биологическими подходами в медицине, между медико-социальными и медико-биологическими науками. Именно поэтому личностный аспект проблемы здоровья и болезней человека является, с одной стороны, связующим звеном между медико-биологическим и медико-социальным знанием, способствуя их интеграции в теоретически самостоятельную область ме¬дицинского значения. С другой стороны, он является концептуальным «мостом» взаимодействия и синтеза био¬логических, медицинских и социогуманитарных наук.
    Методологическое значение этого подхода особенно явственно обнаруживается при изучении гигиенической ориентации медицины, разработке проблемы здоровья, здорового образа жизни. Решение проблемы здоровья в условиях научно-технической революции невозможно без гармонизации процесса взаимодействия не только общества с природой, но и организма с личностью челове¬ка. Одним из основных критериев гармонизации этого процесса является развитие, повышение уровня здоровья каждого человека. Тем самым становится актуальной разработка проблемы гигиенического стиля мышления, переживания, общения и деятельности каждого человека и всего человечества.
    Интенсивный путь развития общества и личности в эпоху НТР предполагает акцент на первоочередное решение проблемы здоровья, а не болезней, профилактики, а не лечения. Разумеется, ориентация на преимущественное развитие профилактического направления медицинской науки и здравоохранения не исключает, а наоборот, делает необходимым дальнейшее совершенствование клинического направления. Речь идет лишь об изменении акцента, главного направления, о том, что генеральной линией здравоохранения и медицинской науки сегодня является решение проблемы укрепления здоровья здоровых, причем исходя из гуманистических, а не экономико-технократических позиций. Эффективное решение этой задачи требует диалектического единства, взаимодополне¬ния социальной (первичной) и медицинской (вторичной) профилактики, оздоровления как объективной, так и субъективной сторон образа жизни каждого человека, т. е. и индивидуально-личностного стиля жизни человека через формирование его гигиенической культуры.
    Когда мы говорим о гигиенической культуре человека, то имеем в виду прежде всего такой характер активности его организма и личности, который направлен на повышение уровня, степени физиологической, психологической и личностной сопротивляемости, защиты жизнедеятельности человека, как предпосылки его всестороннего и гармонического развития.
    Гигиеническая культура человека предполагает такую систему знаний, убеждений и действий, которая направлена на оздоровление его индивидуального стиля жизни через повышение преобразовательной, творческой активности личности и адаптивной психофизической активности организма. Словом, гигиеническая культура человека — это его потребность и способность гармонизировать и оптимизировать процесс взаимодействия в человеке его тела, души и духа, активности личности и организма. Тем самым эта культура ведет к оптимизации влияний субъективного, личностного фактора на здоровье и болезни человека, его образ жизни. При этом имеется в виду взаимозависимость телесного, душевного и духовного здоровья человека.
    Отсюда, критериями гигиенической культуры человека, гигиенического стиля жизни как субъективной стороны здорового образа жизни, с нашей точки зрения, являются потребность и способность человека повышать степень, уровень развития своего здоровья, физиологической, психологической и личностной защиты. Эта культура имеет важное значение для оптимальной психофизиологической и личностной активности человека в условиях односторонней экономически-технократической глобализации и интенсификации его взаимодействия с природной и социальной средой, усиления дисгармонии между активностью его личности и активностью организма как основных причин новой структуры заболеваемости, нового характера течения болезней и нового отношения человека к своему здоровью и здоровью других людей. Но особенно возрастает ее роль в условиях ускорения развития и активизации духовной жизни нашего общества, где трудности по оздоровлению влияний объективных социальных факторов на жизнедеятельность человека закономерно усиливают значение субъективного, личностного фактора в его здоровье и болезнях, образе жизни.
    Итак, в гигиенической культуре, гигиеническом стиле жизни личности как объективной потребности современного этапа развития человека и общества скрыты большие резервы для укрепления физического, психического и духовного здоровья человека с целью продления и повышения уровня его социальной и творческой активности. В условиях коренной перестройки всех сфер жизни нашего общества гигиеническая культура человека выступает как предпосылка его свободного, всестороннего и гармонического развития, как составная часть его социальной и духовной культуры.
    Гигиеническая культура каждого человека является одной из форм социальной профилактики, субъективным фактором здорового образа жизни, и потому ее формирование должно быть конечной целью деятельности каждого врача и одним из основных критериев его профессиональной пригодности, реализации им личностного подхода к проблеме здоровья и болезней.
    Категория: Психосоматика | Добавил: доктор_Каров (21.06.2009)
    Просмотров: 1715