Воскресенье
05.05.2024
02:25
Входная дверь
Логин:
Пароль:
Книжные полки
Летний семестр 2009 года
Осенний семестр 2009 года
Стена-моралистка
Истинному самобичеванию подвергает себя лишь тот, кто никого об этом не оповещает; в противном случае все облегчается тщеславием (Франсуа Ларошфуко)
Эхо Кабинета
Свежие новости и объявления:

[11.06.2010]

Первая лекция летнего семестра (4000)

[10.04.2010]

Лекция 6 (212)
Новые записки на дверце холодильника:

[23.07.2009]

Слишком давно (2)

[18.07.2009]

Ожидание (0)

[10.07.2009]

Кое-что о докторе Карове (5)
Доктор Каров рекомендует:

Фуко М.П. Слова и вещи

Эхо Лаборантской
  • Книга жалоб (на работу кабинета) (19)
  • ТЕСТЫ (48)
  • О пополнении инвентаря (69)
  • Вопросы (2)
  • Ни о чем (26)
  • Портключ
  • В Хогвартс
  • В НЦПЗ РАМН
  • В Национальную психологическую энциклопедию
  • В библиотеку Куб
  • Самопознание и саморазвитие
  • Psy-files
  • ГЕОГРАФИЯ ЛИЧНОСТИ:
    в поисках себя и других

    Свитки и фолианты

    Главная » Статьи » Лекции » Осенний семестр 2009 года

    Лекция 1: Нормальная патология и патологичная норма
    Осенний семестр наступил как всегда неожиданно и ученики, еще не пришедшие в себя от этой сокрушительной в моральном плане новости, медленно рассаживались в кабинете Географии Личности. Доктор Каров задумчиво перелистывал свои записи, привлекая внимание учеников дивным сочетанием летнего загара и кислого выражения лица. Вскоре листы с написанной на них лекцией полетели в корзину для бумаг (доктор явно не сумел разобрать собственный почерк), после чего Каров, наконец, посмотрел на аудиторию.
    - Ну, примите мои поздравления с началом нового семестра. Кто-нибудь успел за время летних каникул сойти с ума или, используя современную терминологию, "сбрендить”? 
    В устремленных на профессора глазах учеников, помимо удивления ясно читалось, что если уж кто и сбрендил, то это доктор Каров.
    Проигнорировав это невербальное послание, профессор спокойно продолжил.
    - Итак, как же все-таки можно отделить норму от патологии? Впервые задумались о об их разграничении в 18 веке. Тогда в лечебницах в большинстве своем находились люди примерно вот такого типа.
    Профессор взмахнул волшебной палочкой и на его столе возник мужчина, весьма воинственно настроенный, он активно размахивал флагом и щедро делился своими мыслями с окружающими: "К черту монархов! Они пьют нашу кровь!”. Выкрикнув эту речевку, мужчина вдруг огляделся, перестал создавать ветер и протянул: "Оооой-оооой”. Доктор Каров еще раз взмахнул палочкой, и революционер отправился в свой век, на баррикады. 
    - Вот такие вот люди часто награждались почетным диагнозом "буйнопомешанный” и отправлялись лечиться, точнее, сидеть в психбольнице на цепях. Правда, иногда, по случайному стечению обстоятельств, туда же попадали и настоящие буйные сумасшедшие. Но потом общество стало более толерантно к психически больных людей и в больницу все чаще начали попадать действительно люди с определенными отклонениями.
    Чтобы мне окончательно не потеряться мыслью в исторических вехах, сократить время и сберечь силы для проверки домашних работ, прибегнем к такой милой моему сердцу вещи, как классификация. А именно классификация критериев, по которым разделяют норму и патологию. 
    Доктор Каров повернулся к доске и размашистым почерком вывел.
    Критерии дискретные (бинарные)                                            Критерии деонтологические

    Профессор замер, созерцая плоды труда своего, потом резко обернулся и сказал:
    - Ну, а раскроете вы их сами.
    В аудитории воцарилась гробовая тишина.
    - Ладно, - быстро сказал профессор. - После отпуска у меня внезапно появилось чувство юмора. Не первый ли это признак буйного помешательства? 
    С задних рядов донесся шепот "последний”, но профессор как раз продолжил объяснение и не услышал тонкого иронического замечания, и благодаря этому счастливому стечению обстоятельств шутник остался жив.
    - Дискретные критерии подразумевают под собой такую ситуацию, в которой вопрос стоит ребром - либо норма, либо патология, третьего не дано. Сюда можно отнести один из моих самый любимых критериев, а именно статистический, очень интересная маггловская придумка. Согласно критерию, норма - это то, что свойственно большинству. Магглы устраивают соцопрос, то есть мучают людей в закрытом душном помещении разнообразными мозгодробительными опросниками, в результате чего получают кипу информации по разным замысловатым параметрам, потом берут их средние величины и заявляют, что только тот человек, который вписывается в эти показатели и является нормальным. Ну, давайте посмотрим на такого вот нормального человека. 
    Профессор вновь взмахнул палочкой, и в аудитории появились двое мужчин. Один из них держал в руках табличку "Я среднестатический нормальный” и наиболее емко его можно было описать словом "серенький”. Ничего особо интересного в нем не усматривалось, кроме разве что, на редкость незапоминающейся внешности. Когда внимание аудитории переключилось на второй экспонат, кто-то с первого ряда выкрикнул: "Да это же Бетховен!”. Немного смущенный композитор изрек в ответ: "Guten tag, Herr Karov. Wie geit‘s?”
    - Danke. Nicht schlecht. Уважаемый Людвиг явно не вписывается в эти статистические величины. Получается, он ненормален? Сомневаюсь. Danke schon. Auf Wiedersein. И Вам не болеть, - доктор произнес заклинание, и экспонаты растворились в воздухе. – Статистический критерий является крайне узким, и всякий одаренный человек вываливается из него, что, впрочем, сумасшедшим еще его не делает. Думаю, я… наглядно показал, почему статистический критерий ныне ведущим и определяющим не является. 
    К дискретным относится также и адаптационный критерий. О! Этот шпион пробрался к нам не откуда-нибудь, а прямо из маггловской медицины. Причем его способность к мимикрии оказалась столь значительна, что окопался он крепко и уходить явно не собирается. А вот что это за такой искусный боец вражеских фронтов, и какой смысл он в себе несет, это мне расскажете вы сами в домашних работах. А если объясните, почему его прокламации принимаются с сомнением, я буду вне себя от радости. 
    Но продолжим, у нас на повестке лекции еще маячит таинственное словосочетание "деонтологический критерий” (от греч. deontos - должное). Данный критерий гласит, что норма - это не что иное, как условность. Ярким представителем этой разновидности критериев является критерий социальный. Предположим, мы познакомились с такой вот личностью.
    Доктор встал из-за стола, отошел к окну и лишь после этого прочел заклинание. Около стола материализовался мужчина негроидной расы, из одежды на нем была лишь набедренная повязка да ожерелье из человеческих черепов. Экспонат скалился и угрожающе тряс копьем. Кое-кто из учеников резко отодвинулся на стуле назад и судорожно начал припоминать, в каком именно кармане мантии у него лежит волшебная палочка.
    - Людоед из племени Боро-Боро, в традиционное меню соплеменников которого входит рагу из надоедливого туриста. Вроде бы идеальный кандидат на должность "почетный психбольной”, но это лишь с нашей точки зрения, поскольку культурные традиции нашей страны вполне ясно указывают на тот факт, что такие кулинарные изыски табуированы. А традиции его культуры ясно говорят, что…. 
    - Пхыр марсик пхыр! – неожиданно выкрикнул людоед.
    Профессор вдруг улыбнулся и задумчиво поправил очки.
    - С бороборского это означает "сам дурак”, в принципе это я и хотел сказать. То есть с его точки зрения – больные мы.  
    Так, вот мы в некотором роде рассмотрели некоторые критерии, и каков вывод? И тот нехорош, и этот никуда не годится. Где же все-таки нам взять ориентир? Получается, что его нет. 
    Ориентира-то, может, и нет, зато есть такая вещь, как континуум (непрерывная прямая). 
    Доктор нарисовал на доске схему: 

    norms

    Человек постоянно склоняется то к норме, то к патологии. По этой оси он двигается всю свою жизнь. Ничье психическое состояние не вечно. Положим, после заклинания Империо маг будет ближе к стороне ПАТОЛОГИЯ, то есть мы будем наблюдать у него разные неприятные симптомы, например, невроза, а по прошествии времени и лечения он вновь приблизится к стороне НОРМА. 

    Итак, думаю, на этой ноте мы можем закончить нашу лекцию, а то, как я вижу из-за обилия материалов, некоторые ученики устремились в сторону патологии вследствие крайнего напряжения серого вещества. Отдыхайте, но не забудьте во время отдыха ответить на пару вопросов.
    1. Ищите в лекции.
    2. Дайте определение нормы и патологии, и смело выскажитесь по поводу этих определений – может, они однобоки? а может, забыли о чем-то?
    3. Попытайтесь дать свое определение нормы. Что есть норма для вас лично? 

    Успехов.



    Категория: Осенний семестр 2009 года | Добавил: доктор_Каров (08.09.2009)
    Просмотров: 1277