Четверг
25.04.2024
17:24
Входная дверь
Логин:
Пароль:
Книжные полки
Летний семестр 2009 года
Осенний семестр 2009 года
Стена-моралистка
Тщеславие и любопытство - вот два бича нашей души. Последнее гонит нас всюду совать свой нос, первое запрещает оставлять что-либо неопределенным и нерешенным (Мишель Монтень)
Эхо Кабинета
Свежие новости и объявления:

[11.06.2010]

Первая лекция летнего семестра (4000)

[10.04.2010]

Лекция 6 (212)
Новые записки на дверце холодильника:

[23.07.2009]

Слишком давно (2)

[18.07.2009]

Ожидание (0)

[10.07.2009]

Кое-что о докторе Карове (5)
Доктор Каров рекомендует:

Любимые стихи Доброй Феи

Эхо Лаборантской
  • Книга жалоб (на работу кабинета) (17)
  • ТЕСТЫ (48)
  • О пополнении инвентаря (69)
  • Вопросы (2)
  • Ни о чем (26)
  • Портключ
  • В Хогвартс
  • В НЦПЗ РАМН
  • В Национальную психологическую энциклопедию
  • В библиотеку Куб
  • Самопознание и саморазвитие
  • Psy-files
  • ГЕОГРАФИЯ ЛИЧНОСТИ:
    в поисках себя и других

    Свитки и фолианты

    Главная » Статьи » Лекции » Осенний семестр 2009 года

    Лекция 6: Потерянный в тумане
    Тема нашего сегодняшнего занятия – деперсонализация и дереализация. Так как объяснить эти термины на словах так же просто, как построить карточный домик на сквозняке, начнем мы непосредственно с демонстрации больного. Прошу.

    Доктор Каров открывает дверь, и в кабинет входит мужчина средних лет в больничной одежде. Он равнодушно обводит взглядом учеников, а с доктором здоровается за руку. Доктор предлагает ему сесть, он садится, сперва ощупав под собой стул, и закуривает.

    - Как ваше состояние сегодня?
    - Ничего.
    - Скажите, что вы считаете сейчас самым мучительным?
    - В настоящее время опять те же элементы имеются, элементы не особо нормального восприятия. Например, я вижу стол, я его не совсем чувственно воспринимаю. Что это значит? Т.е. он не конкретно, реально, выражается у меня. Я его ощутительно не представляю. Сам процесс ощущения сглажен, смят. Понимаете? Именно сам процесс ощущения. То же самое? Когда я смотрю на все окружающее, людей. Каждое лицо, все вокруг выступает в некотором чисто смысловом виде, а ощутительный, чувственный характер отсутствует.
    - Он пропал?
    - Он ушел. Еще я не могу смотреть в точку.
    - Почему?
    - Потому, что у меня глаза бегают, я не могу вглядываться, поэтому разрыв зрительного восприятия, т.е. каждое лицо воспринимается не целостно.
    - А как воспринимается?
    - Я не ощущаю колебания, но оно воспринимается не целым….
    - Отдельными частями?
    - Отдельными частями, но границ частей нет, сам процесс передачи дается моментами.
    - Но вместе, а отдельно глаза, лоб, последовательно?
    - Нет, не последовательно. Я гляжу на женщину, я вижу пол-лба, часть глаза, т.е. деления нет, разумеется.
    - А потом остальные части воспринимаются?
    - Нет, потом вообще нет деления на части. Воспринимается то, что ближе, или то, что я схватил. Дифференцировки абсолютно нет.
    - А пространство?
    - Пространства нет.
    - Как нет?
    - Я не ощущаю пространства. Как фотография. Я смотрю и ощущаю все плоское, нет объема.
    - А цвета?
    - Они тоже не чувственного восприятия, выпадают из ощутительного характера, они тоже идут в том плане. Тут собственно частица вопроса. Раз я не воспринимаю деревяшку, я не воспринимаю и цвета.
    - Как идет время?
    - Время? Оно не идет, его нет, я его не ощущаю. Я нахожусь вне времени, вне пространства, вне объема, вне чувственного восприятия.
    - Действительность вы чувствуете?
    - Я знаю, что это действительно, сознаю, что у меня изменено ощущение, а не изменена действительность. Я не идеалист субъективного толка.
    - Странное состояние во внутреннем своем "я" сознаете? Как вы его переживаете.
    - Здесь, собственно говоря, такое явление... Это настолько абстрактная вещь, чисто философского содержания. Например, конкретный пример. Говорят: любит ребенок или не любит он. Выражают свои собственные чувства ласками и пр., но чувство как таковое не довершено, остается какой-то крест, который всегда продолжает существовать и который для нас пока остается иррациональным. Вначале просто наблюдался момент такой — ...или явление, как будто, когда человек находится в очень большой аудитории, появилось небольшое ощущение затерянности. Демонстрация, человек затерян в толпе, он теряет ощущение своей индивидуальности, личности, индивидуальность стала немножко другая.
    - Своего «я»? 
    - Они теряют ощущение личности, как-то на них это давит, сама массовость придавливает и даже нормального, здорового человека. Мне кажется, по-моему, я правильное сравнение привел, теряется ощущение своего. Потом это явление усиливается. Здесь идет линия так: автоматизм в действиях, т.е. идет у человека он действует, он полусознает свое существование, но он действует уже несколько полудраматическим путем, и само «я» у него уже иссякает, т.е. сама личность как бы начинает растекаться в том, чем он занят в мире, потому что он отсутствует, его раздражающий фактор, и эта ослабленность психическая дает такой момент, что он начинает уходить во внешнее, а самый стержень "я" начинает опускаться. Причем ощущение усиливается, когда человек находится один, он как бы забывает самого себя. 
    - А сейчас свое "я" как ощущаете? 
    - Сейчас пока не ощущаю. 
    - Где же оно? 
    - Нет. Опять тот же момент. Растворяюсь. 
    - Вы голос свой слышите, или он тоже чужой? 
    - Чужой он, голос чужой. Еда не имеет вкуса, тело не ощущаю. Смысловое содержание отсутствует, я его не ощущаю. Причем еще такой момент выступает. Когда мне говорят что-то, я воспринимаю это, а потом уже через очень длительный промежуток времени критически это понимаю. Такая временная задержка смыслового содержания, которое идет через мысли, слова, те реальные поступки и действия, которые я наблюдаю. 
    - Свои чувства есть у Вас? 
    - Абсолютная потеря чувств.
    - Переживание утраты «я», печаль по поводу утраты «я» отчаяние — есть? 
    - Видите ли какое дело. Слишком аморфное состояние у меня, все идет опять просто логически. 

    Больной уходит.

    Итак, что мы видим? У больного очень красивая дереализация и деперсонализация. Больной  хорошо излагал изменения в своей личности и сознании, которые и носят название деперсонализации. Но основное затруднение в том, что маггловские психиаторы по-разному употребляют данный термин. Например, Ясперс понимает под деперсонализацией отчуждение сознания, то есть те случаи, когда больной говорит, что мысли, чувства, действия, поступки не его. Другие авторы понимают деперсонализацию более широко: как нарушение, затрагивающее все проявления расстройств самосознания. 
    Самая легкая степень изменения сознания: больной считает, что мысли, чувства, идеи изменились, стали не похожи на прежние, сам он внутренне изменился. Другой вид, когда чувства утрачены и нет ни радости, ни горя, ни аппетита, ни желания спать. Далее следует явления отчуждения: мои мысли и чувства – чужие, не мои. И, наконец, последняя степень - расщепление Я: Я становится двойным, одно думает, действует, а другое тоже думает и чувствует, но уже по-иному.
    У нашего больного ярко видно деперсонализацию – окружающее потеряло смысл действительности: все вокруг – и люди, и стулья, и столы, и отчасти он сам – все не действительно. 
    Обычно деперсонализация и дереализация наблюдаются одновременно. Дереализация характеризуется следующим: весь мир представляется неотчетливо, неясно и призрачно, как будто в тумане. Звуки приглушены, краски блеклые, все кажется декорацией в театре. Если говорить относительно про нашего больного, то деперсонализация и дереализация являются симптомами шизофрении. 
    На этом мы завершим урок, а задание будет творческое:
    Напишите небольшое сочинение (лист максимум), как воспринимает окружающий мир больной с деперсонализацией или как сам себя больной с дереализацией. В данном задании будет оцениваться не точность изложения вами диагностических показателей, а то насколько вы постараетесь описать специфику переживаний больных. За образец можно взять самоанализ пациента, но данные рассуждения очень глубоки и встречаются редко. Постарайтесь описать свое понимание, которое сложилось после прочтения лекции, а также описания подобных явлениях в литературе или фильмах. 
    Успехов.
    Категория: Осенний семестр 2009 года | Добавил: доктор_Каров (10.04.2010)
    Просмотров: 1003