Четверг
25.04.2024
11:42
Входная дверь
Логин:
Пароль:
Книжные полки
Летний семестр 2009 года
Осенний семестр 2009 года
Стена-моралистка
Время - то же, что и деньги: не растрачивайте его, и у вас его будет вдоволь (Г. Левис)
Эхо Кабинета
Свежие новости и объявления:

[11.06.2010]

Первая лекция летнего семестра (4000)

[10.04.2010]

Лекция 6 (212)
Новые записки на дверце холодильника:

[23.07.2009]

Слишком давно (2)

[18.07.2009]

Ожидание (0)

[10.07.2009]

Кое-что о докторе Карове (5)
Доктор Каров рекомендует:

Морресси Дж. Среди ясного неба

Эхо Лаборантской
  • Книга жалоб (на работу кабинета) (17)
  • ТЕСТЫ (48)
  • О пополнении инвентаря (69)
  • Вопросы (2)
  • Ни о чем (26)
  • Портключ
  • В Хогвартс
  • В НЦПЗ РАМН
  • В Национальную психологическую энциклопедию
  • В библиотеку Куб
  • Самопознание и саморазвитие
  • Psy-files
  • ГЕОГРАФИЯ ЛИЧНОСТИ:
    в поисках себя и других

    Свитки и фолианты

    Главная » Статьи » Лекции » Летний семестр 2009 года

    Лекция 1: Психосоматика. Приобщаемся к тайному знанию
          Ученики галдели. Бумажные самолетики бороздили просторы кабинета. Кто-то из учеников трансфигурировал профессорский стол в крокодила, и теперь обитатель Нила испуганно замер, силясь изобразить бревно. Законный владелец крокодила, то есть стола, отсутствовал. Но вдруг, прервав оживленный диспут о строении истребителей из бумаги, на доске стали появляться буквы. Мелок выводил фразы, имитируя женский изящный почерк:
    Два состояния доктора Карова:
    1.    Маниакальное
    2.    Депрессивное
    Ваша Добрая Фея
     
    И в тот момент, когда мелок выписывал последнюю букву Я, в класс ворвался профессор. Проигнорировав учеников, профессор подбежал к столу-крокодилу, присел на корточки и похлопал его по чешуйчатой спине, в результате чего разрешил проблему самоидентификации животного путем возвращения его в ипостась стола. Потом профессор выпрямился и посмотрел поверх оранжевых очков на аудиторию. Вместо мантии на нем был надет белый халат, из нагрудного кармана которого торчало с десяток цветных карандашей. Вид профессор имел весьма озадаченный. Наконец, когда стало тихо так, что все услышали, как какая-то особо упорная муха бьется в окно, профессор заговорил:
    - Вы студенты. Я прав?
    Аудитория откликнулась нестройным "дааааа".
    - Значит, по адресу. Я доктор Каров. Буду читать у вас лекции по предмету География личности. Магглы называют эту дисциплину "психология". В особо интересных случаях они добавляют прилагательное "клиническая". Тут некоторые могут задать сакраментальный вопрос: мол, позвольте, а как можно изучать патологию, не зная нормы? Отвечаю. Можно все. Хочу вас заранее разочаровать - нормы вообще не существует. И мало кто ей по своей воле интересуется. Так как сейчас….
    Доктор быстро посмотрел в окно.
    -…. вроде бы лето, эти лекции факультативные. И потому начнем мы наши занятия с какой-нибудь темы, которая поддержит ваш научный мозг в тонусе, не дав ему расслабиться до консистенции английского пудинга.
    Профессор, который внезапно оказался доктором, тяжелым взглядом посмотрел на одного из студентов с первого ряда. Студент заерзал на стуле, покраснел и кашлянул в кулак. Неожиданно доктор широко улыбнулся.
    - Гениально. Начнем с психосоматики. Кто или что это, не знает никто, но при этом ей очень часто достаются все шишки.
    Глубоко в психосоматику мы лезть не будем. Пробежимся по верхам.
    Исходя из названия, можно догадаться, что суть этой науки во влиянии психики на соматику. Глубокая мысль. И главное, не оспоришь.
    Но мы-то догадываемся, что тут дело не только в эфемерной психике и приземленной соматике. Всегда можно наслать проклятье. И тогда сложная психосоматическая проблема решится сама собой.
    Сама психосоматика утверждает, что болезнь происходит не только из-за поломки организма, но и в результате сложных процессов, в ходе которых психика влияет на тело. Как это возможно? Вроде голова хоть к телу и прикреплена, но тело-то голове мало подчиняется. Мы же не можем управлять внутренними органами: бейся сердце - не бейся сердце.
    Нет, конечно, особо одаренные личности, например, йоги, добились грандиозных успехов в контроле своего тела. Тело действительно превратилось в объект, которым можно вполне произвольно управлять, но что-то я не припоминаю случая, когда йоги самопроизвольно вызывали у себя инфаркт миокарда.
     
    И все-таки как психика может влиять на тело?
    Существует два основополагающих подхода. Их на самом деле гораздо больше, но я боюсь, что если их все рассматривать, мы с вами тогда встретим рассвет в этой аудитории.
    Первых из них – это механизм конверсии. Положим, Вы, - доктор ткнул волшебной палочкой в сторону ученика с первого ряда, который так неблагоразумно кашлянул в начале лекции, - мешаете мне вести лекцию….
    - Я, доктор… профессор…. ээээ…. я….
    - ….тем, что бормочете себе под нос. Вас как зовут? Неважно. Вот я сбился с мысли… Так. Продолжить лекцию я не могу, ибо Вы – конфликт. Вы находитесь к этом классе, назовем его нашим сознательным. Конфликт мешает мне жить, то есть вести лекцию. Потому я вынужден Вас удалить из кабинета.  Я попрошу Вас и Вас, - доктор указал палочкой в двух хрупких девочек, которые с ужасом покосились на крупного мальчика, который неожиданно для самого себя стал конфликтом сознательной жизни доктора Карова, - выпроводить молодого человека за дверь, в сферу бессознательного, и вроде как этим облегчить мне жизнь. Но молодой человек, то есть воплощение конфликта, очень настойчив, он колотит в дверь, кричит, что будет жаловаться директорату. Он так бесится в бессознательном коридоре, что я не выдерживаю и впускаю его назад, взяв обещание хорошо себя вести, иначе придется ему поехать со мной в госпиталь Св. Бартоломео – отдам на растерзанье жадным до диагнозов аспирантам. И молодой человек испугался! Я тоже бы испугался своих аспирантов! Он стал тише, незаметнее, забился в уголок и сидит там.
    Конфликт не может вернуться в сознание, в нашем случае – в кабинет, все силы сознания, сопротивляются, препятствует этому возвращению, и потому конфликт, уподобясь хитрому шпиону, проникает в сознание, замаскировав свою пакостную сущность. Вроде это он, а вроде и не он. А сознание, существо доверчивое, впускает его.
     
    При конверсии механизм тот же, конфликт вытесняется и замещается телесным симптомом. Но важно сказать – эти системы организма, на которые кидается конфликт, должны  быть управляемы нашим серым веществом - мозгом.
    Была у меня на приеме молодая дама, которая жаловалась на потерю чувствительности в правой руке. Долго мы с ней беседовали на разные интересные и не очень темы, в итоге обнаружилось, что дама дала этой рукой своему младшему любимому сыну подзатыльник в приступе страха за его жизнь. После этого она была так удручена этим фактом, считая что поступила как недостойная мать, что сознание, не в силах выдерживать силу конфликта и не принимая его, вытеснило эмоции в бессознательное. А потом в качестве симптома перенаправило его в руку, которая косвенно с конфликтом связана, чтобы оно там отдыхало и набиралось сил.
     
    Есть еще такой механизм образования симптома как вегетоневроз.
    Тут все попроще, у нас есть эмоция – гнев, положим, я ненавижу гоблинов, но сказать не могу, ну не могу я прийти в Гринготтс и громко выразить свою точку зрения. У них мои деньги и еще пара ценных вещей, с которыми я пока расстаться не готов. Вот хожу я, такой гоблиноненавистник, и никак свою эмоцию не могу выразить. Хожу год-два-три, хожу десять лет. И как только вижу гоблина - у меня внутри все переворачивается, но я молчу! И что тогда происходит с эмоцией? Это же как стакан тыквенного сока – нельзя наливать в него вечно, не отпивая, надеясь, что сок куда-то денется (перейдет в газообразное состояние, например) и не перельется. Перельется. Перельется так, что мало не покажется. Эмоция становится хронической, она заключает коалицию с тем моим органом,  который от природы имеет в себе дефект. Заключив пакт и ударив по рукам, орган начинает медленно, но верно выходить из строя: сначала нарушаются его функции, потом он сам начинает необратимо меняться под влиянием болезни.
     
    Доктор, до этого расхаживавший по аудитории взад-вперед, вдруг замер и вскинул голову вверх, словно к чему-то прислушиваясь. Через секунду зазвонил колокол.
     
    Все. Если вы думаете, что теперь разбираетесь в психосоматике, не говорите это никому, если, конечно, не хотите рассмешить человека. Но что-то новое для себя, я надеюсь, вы узнали.
    Так. Мне сказали дать вам какое-нибудь домашнее задание.
    Вот оно:
    1.    Кто придумал механизмы конверсии и вегетоневроза? Кто был первым, а кто потом подхватил эстафетную палочку?
    2.    Поведайте мне, какие заболевания принято относить к психосоматическим. Коротко расскажите об одном из них. Многого не требуется, просто укажите, в следствие каких эмоций оно возникает.
    3.    Бессознательное, сознательное, сопротивление, вытеснение – это элементы какой-то концепции? Или я выдернул просто четыре слова наугад из словаря? Назовите эту концепцию и скажите, как концепцию называли еще. То есть два названия одной концепции. То есть я запутался. Назовите хоть что-нибудь, буду рад.
     
    Удачи.
    Категория: Летний семестр 2009 года | Добавил: доктор_Каров (21.06.2009)
    Просмотров: 1221